Спросите владельца новооткрывшейся компании проводил ли он/она исследования рынка и выделил ли свои 4Р? Зуб даю, больше половины из них и знать не знают, что это такое и вряд ли что-то анализируют вообще.
Это одна из больших проблем отечественного бизнеса: мы до сих пор работаем по старинке “авось, повезет”. Так и получается, что кому-то везет, а подавляющее большинство закрывается не проработав и года.
Вы только подумайте, как быстро закрываются кафе и рестораны в нашем городе! Часто обращаю внимание, как чуть ли не полгода делают ремонт помещения, открываются, а через 2-3 месяца грузчики уже вывозят мебель и оборудование. Так вот, даже если вы не профессиональный маркетолог или экономист, вы должны знать и понимать минимальные основы экономики и маркетинга.
Все очень просто: Product, Price, Place, Promotion - 4 понятия и все 4 начинаются на букву “p”. Этот набор еще называют marketing mix, простая теория о том, как правильно планировать маркетинговую деятельность.
Product - продукт (услуга), который вы собираетесь продавать (предоставлять). Если вы выбрали этот продукт, значит вы должны знать, чем он отличается от конкурентов, в чем его преимущества, в чем недостатки, насколько он хорош и есть ли в нем что-то новое, полезное, интересное и т.д. Вы должны все это знать не только о своем продукте, но и обо всех конкурентах в вашей сфере.
Price - цена, насколько объективна заявленная вами цена, соответствует ли она реалиям рынка и спросу, на чем она основывается.Назначение цены один из самых сложных этапов запуска продукта (услуги) и это я говорю о всех знакомым товарарах и услугах, которые уже есть на рынке. Вы должны не только просчитать себестоимость, рентабельность и заложить прибыль, но и обдумать, какую ценовую нишу вы хотите занять.
Place - место, речь идет о конкретном месте продаж (предоставлении услуг), то есть вы должны продумать до мелочей, в каком районе, на какой улице вы разместите свой магазин или офис, и понимать, почему именно там. Есть ли там ваша целевая аудитория, удобно ли туда добираться, легко ли вас будет найти и т.д. Если речь идет об онлайн бизнесе, то ваше место - это ваш сайт. И вы должны быть уверены, что пользователи смогут легко им пользоваться.
Promotion - реклама, продвижение, pr. Это, прежде всего, стратегия и каналы информирования вашей целевой аудитории о том, что вы появились на рынке и они могут воспользоваться вашими услугами.
Давайте все это разберем на примере. Предположим, что вы хотите открыть ломбард.
Таким образом ломбард - это ваш product. Теперь вы должны изучить конкурентов и понять, чем ваш офис и ваши услуги будут отличаться от конкурентов и сформировать для себя список достоинств и преимуществ.
Информация собрана и вы решили, что в данный момент выгоднее всего принимать ноутбуки, компьютеры и телефоны, так как в связи с ростом доллара за последние годы очень вырос спрос на бу комплектующие и ПК. Таким образом, вы минимизируете риски в тех случаях, когда вещь не выкупают и вам нужно будет максимально выгодно ее реализовать. БУ комплектующие и ноутбуки становится все выгоднее продавать, ведь они гораздо дешевле новых, а по характеристикам могут быть даже лучше тех, что предлагаются за ту же или выше цену. Это означает, что продукт (вид ломбарда) на данный момент вы выбрали правильно. Теперь подумайте о цене.
Price - это цена, которую вы будете предлагать за свою услугу. В данном случае это кредитная ставка под залог компьютерной техники. Вы не можете позволить себе выдать сумму большую реальной стоимости той или иной техники, так как в случае невозврата кредита вы должны будете ее перепродать. Поэтому изучайте не только процентные ставки по кредитам у конкурентов и стоимость техники в целом.
Place - место, где вы откроете приемный пункт. Есть как минимум 2 подхода: выбор центра города или спального района. Только зная свою целевую аудиторию вы сможете правильно выбрать место размещения офиса.
Promotion - это методы и ресурсы, благодаря которым ваша ЦА узнает, о где вас найти и почему стоит прийти именно к вам. Это может быть как банальная вывеска, так и целая рекламная кампания.
Изучение 4Р помогает не только правильно начать свое дело, но и исправить допущенные ошибки, если вы видите, что в вашем бизнесе, что-то не так и вы получаете совершенно не то, что хотели.
P.S. 4P - это основа теории, на сегодняшний день маркетологи говорят уже о 7P.